До России докатилась волна исков, поданных к Apple в разных странах мира из-за искусственного замедления корпорацией работы ее смартфонов. На этой неделе с судебными претензиями в российские суды обратятся юристы NLF Group и Lex Borealis, представляющие интересы ряда владельцев iPhone. По мнению экспертов, одержать победу в процессе будет непросто: для этого придется доказать злой умысел Apple.

В начале этой недели будут поданы первые иски российских пользователей iPhone против американской Apple, касающиеся искусственного замедления работы смартфонов прежних поколений, рассказали «Ъ» управляющий партнер NLF Group Максим Карпов и партнер Lex Borealis Дмитрий Пономарев. Заявления планируется подать в Тверской районный суд Москвы и другие суды.

В конце декабря стало известно, что Apple намеренно тормозит работу устройств прошлых поколений. В США, Израиле и Франции к Apple подали уже десятки исков, готовятся к подаче заявления в Южной Корее, Канаде, Австралии. Корпорация опубликовала открытое письмо, признала ошибки и пояснила, что замедляла работу устройств для продления срока их службы и предотвращения неожиданных отключений.

Apple также пообещала снизить стоимость негарантийной замены батареи с $79 до $29. Согласно подсчетам банка Barclays, это решение может принести компании убытки в размере $10 млрд, сообщал Business Insider. Износ аккумулятора считается одной из главных причин покупки новых моделей iPhone.

Изображение: Getty

NLF Group финансирует судебные расходы истцов в обмен на долю в материальной компенсации, решение о которой может вынести суд, Lex Borealis окажет юридическую поддержку. «Обычно правовой инвестор заходит в дело, когда сумма потенциального взыскания превышает сумму расходов примерно в десять раз. У нас есть первый пул истцов — около десяти человек, в случае создания успешной правоприменительной практики мы без труда доведем их количество до нескольких сотен», — уверен господин Карпов.

Замедление работы устройств Apple по закону «О защите прав потребителей» должно быть истолковано как «очевидный недостаток товара», полагают представители истцов.

Если в товаре обнаруживаются недостатки, не оговоренные продавцом, потребитель вправе потребовать замены на товар этой же марки либо товар другой марки с перерасчетом покупной цены, потребовать «соразмерного уменьшения покупной цены или незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара». «Скорее всего, мы сосредоточимся на третьем и четвертом требованиях», — уточняет господин Пономарев.

Общая сумма исковых требований, по предварительным оценкам, составит «несколько десятков миллионов рублей», говорят партнеры.

Они подчеркивают, что главная задача разбирательств — признание незаконной практики последующего ухудшения потребительских свойств товара. По мнению юристов, требования граждан к качеству софта, используемого в технически сложном товаре, — например, к операционной системе, должны рассматриваться как требования к качеству товара в целом.

По данным розничной сети МТС, продажи смартфонов в России в 2017 году в штуках выросли на 6%, до 28,4 млн устройств. В денежном выражении рынок вырос на 17,3%, до 386 млрд руб. Доля Apple составила 12,8% в натуральном выражении и 34,4% — в денежном. Лидером в штучном выражении остается Samsung с долей 25,2%, в денежном он уступает с долей 29,2%.

В российском представительстве Apple на запрос «Ъ» не ответили. Опрошенные «Ъ» эксперты считают, что перспективы истцов выиграть спор против Apple в России неоднозначны. Требования к Apple в части незамедлительного устранения недостатков товара справедливы, считает юрист Heads Consulting Ирина Баскакова. По ее мнению, вопрос в том, удастся ли доказать, что замедление произошло из-за злого умысла ответчика с целью необоснованного обогащения.

«Кроме того, остается открытым вопрос, возможно ли технически предотвратить этот недостаток и окажется ли мера полезной для пользователя. Зарубежный опыт по аналогичным искам также может быть использован в качестве прецедента по умолчанию», — добавляет она, полагая, что в итоге стороны могут прибегнуть к мировому соглашению.

По мнению юриста Дмитрия Петрова, который в 2017 году добился от Apple решения о создании в России ремонтного производства полного цикла, где компания будет заменять, в том числе, поврежденные дисплеи смартфонов, шансов у истцов немного: «Во-первых, нужно будет доказать, что права потребителя нарушены из-за ухудшившихся качеств товара — к примеру, факт того, что потребительские свойства товара стали при замедлении совершенно другими, чем сразу после покупки». Для этого должна быть проведена экспертиза.

Но, подчеркивает юрист, Apple и сама может провести экспертизу и доказать, что работа устройства замедляется, но это происходит в рамках общего функционирования смартфона. Кроме того, добавляет он, Apple уже заявила, что так они продлевают срок службы устройства, «намекая, что это нормальная практика».

Поделиться и рассказать друзьям:
Что бы оставить комментарий войдите с помощью: 
avatar